Родителям первоклассников

Консультация для родителей будущих первоклассников:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».

(Развитие мелкой моторики у детей, поступающих в первый класс)

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», —

утверждал В.А.Сухомлинский.

Это утверждение великого педагога действительно справедливо. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи ребенка.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией, воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью, речью. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

В школе учитель прилагает немало усилий к тому, чтобы дети научились писать красиво, четко. Родителям, конечно, тоже этого хочется. Однако для многих первоклассников  нечеткий  почерк становится серьезной проблемой.  Рука как будто не подчиняется ребенку, отказывается  выполнять  поставленные  задачи.  Каллиграфия становится неприступной  крепостью.

 Традиционно обучение письму вызывает у детей наибольшие  трудности, связанные  с письмом, встречаются примерно у  70% учеников, поступающих в первый класс.

Формирование навыка письма —  действительно сложная задача, для решения которой  требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приемов.  Ребенку  трудно удерживать внимание на нескольких направлениях одновременно: и тетрадь должна быть в правильном  положении, и ручку не нужно слишком сжимать и давить. У  ученика главная цель – написать букву (или слово), но контролировать все приемы одновременно ему не просто. Для того чтобы  обучение письму проходило успешно, помимо других  важных задач, нужно решить вопрос о  готовности  к письму  непосредственно руки.

Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то у него хорошо развита память, внимание, логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкие мышцы руки не развиваются сами по себе, необходима целенаправленная работа. Для подготовки руки к письму мы составили следующие рекомендации:

  1. Самый простой и эффективный прием развития мелких мышц руки – это раскрашивание рисунков. Важно, чтобы дети выполняли штриховку в одном направлении и не заходили за контур.
  2. Лепка из глины и пластилина.
  3. Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
  4. Завязывать и развязывать узлы, бантики. Это важно и как навык самообслуживания, т. к. дети к 7 годам должны самостоятельно завязывать и развязывать шнурки.
  5. Поделки из бумаги, аппликации, работа с ножницами.
  6. Нанизывание бусинок и пуговиц на нитку.
  7. Застегивание и расстегивание пуговиц.
  8. Игры с мозаикой, поделки из деталей конструктора (металлического или пластикового).
  9. Перебирать крупы. Насыпать на небольшое блюдечко горох, рис, гречку и попросить ребенка перебрать.
  10. Штриховка горизонтальными и вертикальными линиями, соединение контура рисунка по точкам.
  11. Ощупывание букв, вырезанных из наждачной или бархатной бумаги. Это важно также и для запоминания букв печатных и письменных.

Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике в том случае, если у ребенка недостачно развита речь. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи, и, значит, будут полезны для подготовки ребенка к обучению грамоте.

В 1 классе в «Азбуке» очень много заданий по сказкам: «Расскажи сказку по картинкам», «Вспомни героев этой сказки» и другие, поэтому для успешного обучения в школе за лето необходимо прочитать детям следующие произведения:

«Гуси – лебеди»

«По – щучьему велению»

«Теремок»

«Репка»

«Колобок»

«Волк и семеро козлят»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и волк»

«Маша и медведь»

«Лиса и журавль»

«Курочка Ряба»

«Заюшкина избушка»

«Сивка – бурка»

Кроме иллюстраций к русским народным сказкам есть и картинки к авторским сказкам, которые дети тоже должны знать.

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…» и др.

К. И. Чуковский «Муха – Цокотуха», «Мойдодыр», «Айболит», «Краденое солнце»

С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Шарль Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», «Дюймовочка»

Казалось бы, эти сказки всем хорошо известны, но, как показывает практика, дети не знают их, не могут рассказать по картинкам эти сказки. Поэтому всем родителям советуем прочитать детям и научить пересказывать предложенные произведения.

Желаем успехов в ваших занятиях с детьми!

Учителя начальных классов Скабара Галина Анатольевна и Завьялова Валентина Анатольевна.

 

Родителям будущих первоклассников.

         Как правильно распорядиться временем, оставшимися до школы? Заставлять ребенка читать и считать или, наоборот, позволить вволю нагуляться перед началом учебы?

         Крайностей быть не должно, но начинать готовиться к школе все — таки нужно. Хотя бы для того, чтобы малышу не пришлось слишком резко «тормозить» в конце августа.

         В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребенок пока еще только дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут «проходить» с ним предметы.

         Ваша задача — лишь правильно оценить объем знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

       Какая помощь нужна, будущему первокласснику по математике?

         Совершенно необязательно уметь считать до ста, да это, по большому счету, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребенок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее, мог множества предметов уравнивать —  добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну.

     Чем лучше он это знает, тем легче ему будет в школе научиться вычитать. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков.

           Счетного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, ракушки, деревья. Следите за тем, чтобы число элементов в каждой группе ребенок обозначал цифрой (знаком на письме) и не путал понятия «число» и «цифра»! Множества можно сравнивать – больше или меньше и уравнивать —  добавлять или отнимать элементы, чтобы в обоих множествах элементов стало поровну. Считать лучше в пределах 10.

         Предлагайте ребенку несложные задачки из окружающей его жизни.

Например: на пляже под зонтиком сидят трое детей и четверо взрослых.

Сколько всего человек под зонтиком?

     Ребенок должен уметь вслушиваться в условия задачи.

       Успешность изучения математики в школе во многом определяется не только запасом представлений, приобретенных детьми в дошкольный период (умение считать, знание чисел и т.д.), но и наличием у ребенка устойчивого произвольного внимания, богатым словарным запасом и, что особенно важно, высоким уровнем познавательной активности и самостоятельности мышления. При подготовке детей к школе родители, как правило, особое внимание уделяют обучению детей счету, ознакомлению их с величиной и формой предметов, и меньше – ориентировке детей в пространстве.

     Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.

   В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо обратить на развитие ориентировки на листе бумаги.

     Упражнения на развитие зрительного и   пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листе большого формата и опирается на  активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Прежде необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой — слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др.

1.  «Снежинки падают» (развитие умения различать верх и низ листа.) Дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия  сопровождают словами: «сверху вниз».

2. «Бабочки летят» (развитие умения различать верх и низ листа). Выполняется также как и первое упражнение. Опираясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои движения: «вверх – вниз», «снизу вверх».

3. «Самолет», «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа). Самолет «разбегается» по взлетной полосе, машина  «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

4. «Геометрический  диктант».

Вариант 1.  Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

— Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

— Положить кружок, справа от него — нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

— Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — кружок.

— Нарисовать квадрат, справа от него — крестик, выше крестика поставить точку.

Вариант 2. Дети  рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Например, квадрат разместить в центре листа, круг – в верхней части, овал – в нижней, треугольник – по правому краю, многоугольник – по левому. Или: синий круг в центре листа, красный – в левом верхнем углу, зеленый – в левом нижнем, желтый – в правом верхнем, черный – в правом нижнем.

Вариант 3.Взрослый говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками — маленькие круги, а над треугольниками — квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией.

5.       «Полет в космосе». По листу бумаги темного цвета (космос) дети перемещают кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.

6.       «Назови соседей».  Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1 : взрослый просит найти изображение какого-то предмета

                         и определить:

— что изображено справа от него, — что нарисовано под ним, — что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: взрослый просит назвать или показать предмет(ы),

                     который(е) находятся:

— в правом верхнем углу, — вдоль нижней стороны листа, — в центре листа, и т.п.

7. «Лабиринт». Взрослый дает ребёнку лист, на котором нарисован    лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.

8.  «Я еду на машине». Перед детьми лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции взрослого, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

9. «Укрась ёлку». На листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Необходимо  раскрасить шарики по инструкции взрослого. «В центре – синий шар, справа от него – желтый, внизу – красный и т.п.»

10. «Клеточка».Особенно полезны (и очень нравятся детям) задания на ориентировку на листе бумаги в клетку. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве, произвольного внимания, зрительной памяти.

       Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради  требует жесткой дисциплинированности, поэтому уже в дошкольном возрасте очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон. Ориентация в клеточке в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях.

   Начинайте с простых заданий: предложите обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Полезно приучать к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).

Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины (от руки, без линейки). Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т.п. Это уже элементы геометрии, черчения!

Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников), стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, нарисовать строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки. Предложите ребенку посчитать, сколько фигур в каждой строке, сколько фигур больше и почему.

Если ваш ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам на зарисовку животных, игрушек, предметов мебели и др.

   Пример такого диктанта. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 вниз и т.д. Дети очень радуются, когда видят положительный результат и огорчаются неудачами. Не торопитесь переходить к более сложным рисункам. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции от работы, и тогда интерес к таким упражнениям будет только расти.

Ценность таких упражнений несомненна: закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, вводится измерительная деятельность – одна клетка принимается за единицу измерения, уточняются знания о геометрических фигурах и их свойствах. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить задание без ошибок, т.к. в противном случае не будет результата (рисунок не получится).

11. «Графический диктант». На листе бумаги в клетку дети в соответствии с инструкцией взрослого проводят линии: «Одна клетка вправо, две вниз, три вправо, две вверх». Фигуры диктантов вначале должны быть простыми, а затем постепенно усложняться. Диктанты можно выполнять как правой рукой (если она ведущая), так и левой, а затем двумя вместе.

Графические диктанты целесообразно либо рисовать одновременно с детьми на своем листе, либо предлагать после рисования правильный образец для сравнения. Сравнение и анализ полученного рисунка помогут развитию у детей критичности к результатам своей деятельности и самоанализа.

Для более полного и глубоко усвоения материала во всех играх можно использовать такой интересный прием – передать  «учительские» функции ребенку, поскольку в результате преподавания лучше всего обучается сам учитель.

Еще один вариант усложнения работы с данными играми – это последующее «чтение» получившихся узоров. Ребенку необходимо рассказать, где  какие фигуры он разместил или каким образом нарисовал получившийся узор.

      Ребенок воспринимает пространство как нерасчлененную непрерывность. Слежение за движением предмета в пространстве у малыша развивается постепенно. Вначале он следит за горизонтально движущимся предметом, затем вертикально и, наконец, за предметом, движущимся по кругу и в вертикальной плоскости. Затем начинает осваивать глубину пространства. Вертикальное положение при ходьбе позволяет быстрее всего освоить направления вверх – вниз. При этом ребенок осваивает систему координат по сторонам собственного тела. Он сам является как бы центром системы координат. Различая горизонтальные оси вперед – назад, налево – направо, ребенок постепенно разбивает пространство на координатные углы: переднюю левостороннюю и другие зоны. Разница между ними исчезает, когда ребенок осваивает глубину пространства. Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений. Ребенок использует систему с фиксированной точкой отсчета (на себе) и переходит к использованию системы со свободно перемещаемой точкой отсчета (на другие объекты). Этапы пространственной ориентации – на себе, от себя, от объекта – не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Позднее ребенок ориентируется на листе бумаги, тетради, книги, на листе бумаги в клеточку.

Несколько советов родителям

при обучении детей графическим навыкам:

1. Работайте спокойно, без упреков, порицаний.

2. Не торопите ребенка, пусть делает задание медленно.

3. Постарайтесь найти, за что его похвалить.

4. При неудаче повторите задание, давая аналогичное.

5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

6. Не спешите получить результат; успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.

7. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это медленно, избегайте обидных слов.

8. Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь.

9. Работа должна проводиться систематически.

10. Длительность занятия не более15 минут.

11. Объяснение задания обязательно.

12. Убедитесь, что ребенок правильно держит ручку, обращайте внимание на его осанку, расположение листа бумаги, освещенность, мебель.

13. При оценивании необходимо корректно обратить внимание на ошибки. Чтобы усложнить задание, попросите ребенка запомнить, что нарисовано, перевернуть карточку заданием вниз и нарисовать то, что на ней было. Начинать работу надо с ориентировки на листе бумаги. Не теряйте терпения, отмечайте малейшие успехи ребенка, и результаты порадуют вас.

Надеемся, данные рекомендации помогут Вам правильно подготовить своего ребенка к школе!

Желаем Вам успехов и терпения!

Учителя начальных классов Скабара Галина Анатольевна и Завьялова Валентина Анатольевна.

_

>>-<<

Советы родителям к 1сентября (автор Парычева Т.А., Прилуцкая Е.В., Лошаков А.Е.)

Советы родителям будущих первоклассников.

          Сегодня нам хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям – родителям первоклассников – с такими словами: «Дорога наша жизнь, но дороже детей нет ничего». Так давайте остановимся на некоторых важных аспектах воспитания.

Поступление в школы для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс,- быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до 2 часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро»,- и собирайтесь в школу без суеты.

а) Придя с ребенком в школе, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего кроме утренней усталость, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо.

б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых 3 часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте, ведь пока еще не за что. Что же делать, если появились первые трудности, будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.

Учителя  МБОУ СОШ №29 Парычева Татьяна Александровна и Прилуцкая Елена Вениаминовна. 

Населенные пункты нашего микрорайона
1) г. Мытищи — 16, ул. Зеленая, ул. Широкая;
2) д. Беляниново;
3) п. Нагорный;
4) п. Вешки;
5) д. Челобитьево;
6) д. Сгонники;
7) д. Бородино;
8) д. Ховрино;
9) д. Погорелки;
10) д. Подрезово;
11) д. Болтино;
12) д. Терпигорьево;
13) СПО «Северное»
14) СПО «Военнослужащий»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*